№216, декабрь 2017
Финансы / Аудит
«Должная осмотрительность» при выборе контрагента (2)

«ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ» ПРИ ВЫБОРЕ КОНТРАГЕНТА (2)

Морозов Александр Николаевич

Продолжение. Начало в №11 (215), ноябрь 2017

В Письме от 17.10.2012 №АС-4-2/17710 ФНС России рекомендовала проверять контрагента следующим образом:

  1. запрашивать документальное подтверждение полномочий руководителя, копии его паспорта;
  2. проверить, действительно ли контрагент присутствует на месте своей регистрации (производство, торговые площади и т.д.);
  3. проверить информацию в ЕГРЮЛ;
  4. оценить, сможет ли контрагент реально выполнить работу (оказать услугу, доставить товар) по договору. Для этого надо учесть время на производство или доставку и т.д.

В письме от 17.12.2014 №03-02-07/1/65228 Минфин РФ предостерег от работы с компаниями, у которых присутствуют такие признаки:

  1. массовый учредитель (участник);
  2. массовый руководитель;
  3. компании нет по адресу регистрации;
  4. нет персонала, компания состоит из 1-го человека;
  5. нет налоговой отчётности или она есть, на налоги компания платить по минимуму;
  6. нет ни своего, ни арендованного транспорта.

В письме от 16.03.2015 №ЕД-4-2/4124 ФНС России сказала, что получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента недостаточно для подтверждения должной осмотрительности в отношении этого контрагента. Если контрагент представляет свою налоговую отчетность, то оценить ее достоверность можно только после выездной проверки.

Сейчас, в 2017 году, проявление должной осмотрительности означает, что налогоплательщик тщательно проверил информацию о контрагенте и удостоверился, что тот не однодневка и платит все налоги в бюджет.

Продолжение следует

№215, ноябрь 2017
Финансы / Аудит
«Должная осмотрительность» при выборе контрагента

«ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ» ПРИ ВЫБОРЕ КОНТРАГЕНТА

Морозов Александр Николаевич

Вопрос «должной осмотрительности» при выборе контрагента актуален уже более 10 лет, однако четкого и понятного определения этого термина законодатель до сих пор так и не дал, что позволяет налоговым органам и судам применять его произвольно, в любое время дополнять и изменять его толкование.

Само понятие «должной осмотрительности» в налоговых правоотношениях впервые появилось в судебном акте - постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 №53. Однако дальнейшего закрепления в каком-либо законе оно не получило. И теперь, в 2017 году, должная осмотрительность регламентируется не на уровне законов и даже не на уровне постановлений Правительства РФ, а просто - указами и письмами Минфина РФ и ФНС РФ.

Первым документом, дающим хоть какие-то критерии оценки должной осмотрительности, стал приказ ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@, в который потом несколько раз вносились изменения.

Выделены следующие основные риски:

  1. налогоплательщик платит меньше налогов, чем в среднем по отрасли;
  2. компания декларировала убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
  3. компания заявляла к налоговому вычету 89% или больше от начисленных налогов за 12 мес.;
  4. расходы у компании растут быстрее, чем доходы;
  5. компания платит работникам з/п ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте.

Затем было опубликовано много писем Минфина и ФНС России. Остановимся на наиболее значимых из них.

В письме от 11.02.2010 №3-7-07/84 ФНС России рекомендовала проверять контрагента с помощью следующих инструментов:

  1. проверки учредительных документов юрлица, документов, подтверждающих, что записи о юрлице или ИП внесены в государственные реестры, в том числе в ЕГРЮЛ;
  2. сведений, которые подтверждают, что юрлица или ИП имеют право на предпринимательскую деятельность, в том числе лицензии, членство в СРО, сертификаты и др; проверки информации, не нарушило ли юрлицо или ИП законодательство;
  3. перечня лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юрлица (сведения из ЕГРЮЛ).

Продолжение следует

№198, май 2016
Финансы / Аудит
Снижаем налоговые штрафы

Часть 3

В прошлом номере мы рассказали о смягчающих обстоятельствах для физлиц.Что же тогда делать юридическим лицам?

А для юридических лиц вообще нет конкретного списка смягчающих обстоятельств для уменьшения штрафа. В подпункте 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ сказано, что в качестве смягчающего вину обстоятельства суд или налоговая инспекция могут признать что угодно.

При этом важно понимать, что признание не указанных в п.1 ст. 112 НК РФ обстоятельств смягчающими и снижение размера штрафных санкций является правом, а не обязанностью суда или налогового органа (Постановления пятого арбитражного суда №05АП-243/2016 от 12.02.2016 и №05АП-365/2016 от 16.02.2016) .

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, поражает своим многообразием. Это и совершение налогового правонарушения впервые, и своевременная уплата налогов, и тяжелое финансовое положение налогоплательщика, а также наличие значительной задолженности по займам и кредитам, большие долги перед поставщиками и подрядчиками, убыточность деятельности налогоплательщика, невозможность своевременно выплатить зарплату работникам из-за взыскания штрафа, нехватка к бухгалтерии квалифицированных кадров и т.д.

Заявить о смягчении ответственности можно в районную налоговую инспекцию (в возражениях на акт проверки), далее в вышестоящий налоговый орган (в апелляционной или простой жалобе на решение налоговой инспекции).

Конечной инстанцией, в которую налогоплательщик вправе подать ходатайство о снижении штрафа, является суд.

Если налоговые органы уже снизили сумму штрафа, суд вправе еще ее уменьшить.

Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что суд, установив новое смягчающее обстоятельство, правомерно снижает штраф, назначенный инспекцией (Постановление АС ДО от 02.03.2016 № Ф03-447/2016).

Если хотя бы одно обстоятельство признано смягчающим вину, то штраф снижается сразу как минимум в два раза (п.3 ст.114 НК РФ).

Анализ положений статей 112 и 114 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что размер, до которого возможно снижение штрафа при наличии смягчающих обстоятельств, не ограничен. Следовательно, размер штрафа может быть уменьшен даже на 99%.

№197, апрель 2016
Финансы / Аудит
Снижаем налоговые штрафы

СНИЖАЕМ НАЛОГОВЫЕ ШТРАФЫ

Морозов Александр Николаевич

Оштрафовали за несвоевременную сдачу налоговой декларации или по итогам проведения выездной налоговой проверки? Не расстраивайтесь! Есть реальный шанс уменьшить размер штрафа законным путем.

Возможность снижения налоговой санкции прописана в Налоговом кодексе Российской Федерации (п.3 ст.114 НК РФ). Для этого нужно наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность.

Обязанность выявлять подобные обстоятельства возложена на налоговые органы (пп. 4 п. 5 ст.101 НК РФ). Однако не надейтесь, что налоговая инспекция сама займется поиском ваших смягчающих ответственность обстоятельств. На практике данная норма права не работает, что неоднократно подчеркивал суд (Постановления 5ААС от 20.07.2015 №05АП-5855/2015 Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2015 №А40-183946/14). Все зависит только от вас.

Обязанность самостоятельно устанавливать обстоятельства, смягчающие ответственность, возложена и на судебные органы (п. 4 ст. 112 НК РФ). По мнению ВАС РФ, для учета арбитражным судом смягчающих ответственность обстоятельств налогоплательщик не обязан заявлять об их наличии (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 №3299/10).

Тем не менее есть и такие решения суда, в которых сказано, что для учета смягчающих обстоятельств налогоплательщик должен заявить в суде об их наличии (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 №Ф03-А51/08-2/3662).

Очевидно, что в такой ситуации лучше самим письменно заявить об основаниях для снижения штрафа. Форма такого заявления на законодательном уровне не разработана, в связи с чем его можно составить в свободном порядке. Как правило, данное заявление называют «ходатайство о снижении штрафа».

Какие же условия могут смягчить налоговую ответственность? В Налоговом кодексе РФ прямо названы всего лишь три обстоятельства, которые признаются смягчающими. Это, во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Во-вторых, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В-третьих - тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.112 НК РФ). Все эти три обстоятельства применимы только к физическим лицам.

Продолжение следует

№196, март 2016
Финансы / Аудит
Снижаем налоговые пени на сумму переплаты

СНИЖАЕМ НАЛОГОВЫЕ ПЕНИ НА СУММУ ПЕРЕПЛАТЫ

Морозов Александр Николаевич

Как известно, за несвоевременную уплату налога законодатель обязал уплатить налоговые пени за каждый календарный день просрочки. Пени являются мерой компенсации потерь бюджета. Сумма пени может быть весьма значительна, ее размер может бесконечно расти. Неоднократные попытки плательщиков налогов уменьшить размер пени в судебном порядке из-за явной несоразмерности пени и недоимки путем применения статьи 333 ГК РФ на сегодняшний день не привели к успеху. Суд настаивает, что гражданское законодательство не применяется к налоговым отношениям.

При таких обстоятельствах необходимо обращать внимание на сформировавшуюся позицию суда о неправомерном начислении пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, т.е. после истечения пресекательного срока на бесспорное или судебное взыскание задолженности по налогам. Реально же снизить размер пени можно при наличии у компании переплаты по налогам, которую можно зачесть в счет погашения недоимки.

Однако зачесть переплату в счет имеющейся недоимки можно не всегда. Так, Минфин России в письме от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141 уточнил, что НК РФ не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами. И налоговики вправе зачесть налоговую переплату в счет недоимки, образовавшейся по тому же виду налога. При этом не имеет значения, в бюджет какого уровня такой налог уплачивается.

Наиболее частые споры по вопросу правомерности начисления пеней в случае, когда имеющаяся переплата достаточна для погашения недоимки, возникают в следующих ситуациях:

  • Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в тот же бюджет.

Суды единогласно признают подобные действия налоговиков неправомерными. Арбитры указывают, что начисление пеней без учета наличия переплаты как в проверяемом периоде, так и на момент вынесения решения, противоречит общим положениям статья 75 Налогового кодекса РФ (постановления ФАС Московского от 16.08.11 №А40-143839/10-118-839, от 20.07.11 №КА-А40/5574-11 и от 28.06.11 №КА-А40/6052-11-П-Б и Северо-Кавказского от 10.03.11 №А32-8217/2010 округов).

  • Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в другой бюджет.

Мнения судов по этому вопросу противоречивы. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 17.11.08 № А29-860/2008 поддержал компанию и указал, что налог на прибыль является единым и не может разделяться на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней. Значит, пени могут быть начислены лишь при наличии недоимки в целом по налогу. Если же по части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, имеется переплата, то начислять пени на региональную задолженность компании-налоговики не вправе.

№175, апрель 2014
Финансы / Аудит
Налоговые проверки. Что изменилось в порядке оформления результатов и обжалования налоговых проверок

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОБЖАЛОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Морозов Александр Николаевич

Продолжение.
Начало в №03 (174), март 2014

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Не стал исключением и прошедший год. В середине 2013 года были приняты несколько Федеральных законов, которые внесли существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов. Это Федеральный закон от 02.07.2013 №153-ФЗ и от 23.07.2013 №248-ФЗ. Часть изменений вступила в силу с 3 августа 2013 года, и часть вступает в силу с 1 января 2014 года. Мы продолжаем публиковать список основных нововведений, касающихся порядка проведения, вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам проведенных налоговых проверок.

  • В налоговое законодательство введены определения понятий «жалоба» и «апелляционная жалоба» (п.1 ст. 138 НК РФ). Жалобой и апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействиями) его должностных лиц. Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействия его должностных лиц), а предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении (об отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ;
  • Подробно регламентированы порядок и сроки подачи налогоплательщиком жалоб, в том числе апелляционных, требования к ним, а также порядок и сроки их рассмотрения вышестоящими налоговыми органами (ст. 138, 139, 139.1, 139.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение о привлечении (об отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения, т.е. в течение месяца со дня получения решения (ст. 139.1 НК РФ). Ранее этот срок составлял 10 рабочих дней.

  • Уточнен порядок вступления в силу обжалованных в апелляционном порядке решений налоговых органов (ст. 101.2 НК РФ):
  • Сумма излишне возмещенного ранее налога, выявленная в ходе налоговой проверки, признается недоимкой. Пункт 8 статьи 101 НК РФ дополнен новым абзацем, устанавливающим в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, необходимость отражения в решении о привлечении (об отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения указанной суммы в качестве недоимки по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению;
  • Срок направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов) по результатам налоговой проверки увеличен до 20 рабочих дней с даты вступления решения в силу (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Ранее требование направлялось в течение 10 дней.

Несмотря на то что налоговое законодательство претерпевает ежегодные изменения, однако основные каноны добросовестности налогоплательщика остаются неизменными:

  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст. 3 НК РФ);
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • презумпция невиновности налогоплательщика гарантирована конституционно (ст. 49 Конституции РФ). 

№174, март 2014
Финансы / Аудит
Налоговые проверки

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Морозов Александр Николаевич

Что изменилось в порядке оформления результатов и обжалования налоговых проверок

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Не стал исключением и прошедший год. В середине 2013 г. были приняты несколько Федеральных законов, регулирующих порядок вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов, которые внесли существенные изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. Это Федеральный закон от 02.07.2013 №153-ФЗ и от 23.07.2013 №248-ФЗ. Часть изменений вступила в силу с 3 августа 2013 г., и часть вступает в силу с 1 января 2014 г.

Хотелось бы остановиться на основных нововведениях, касающихся порядка проведения, вынесения и обжалования ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам проведенных налоговых проверок.

  • Изменены способы вручения требования о представлении документов. Теперь вручать его лично под расписку налоговые органы обязаны только в том случае, если должностное лицо, проводящее проверку, находится на территории налогоплательщика. Если таким способом требование вручить не удается, оно направляется в общем порядке (п. 4 ст. 31 НК РФ).
  • Новая редакция п. 2 ст. 93.1 НК РФ закрепила за налоговым органом право истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, как это было ранее, но и документы.
  • С 15 дней до одного месяца (со дня получения акта налоговой проверки) увеличен срок, в течение которого налогоплательщик или его представитель, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 101 НК РФ.
  • Также увеличен срок с 10 дней до одного месяца для представления возражений на акт о выявленных фактах, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства (п. 2, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  • Введена обязанность налоговых органов ознакомить налогоплательщика с материалами налоговых проверок и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения указанных материалов, если налогоплательщиком подано соответствующее заявление (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Ранее налоговое законодательство предусматривало право налогоплательщика знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения решения по результатам проверки, но отсутствовал конкретный срок для ознакомления с указанными материалами.
  • Увеличен срок вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Ранее оно вступало в силу по истечении 10 дней с даты его вручения проверенному лицу или его представителю. Теперь решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 01 НК РФ).
  • Конкретизированы требования к способу передачи решения, и акцентируется дата получения решения. Это очень важно, так как от даты получения решения исчисляется срок для его обжалования. Срок вручения решения остался прежним - пять дней со дня его вынесения, а само решение должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 9 ст. 101 НК РФ). В прежней редакции решение считалось полученным по истечении шести дней.
  • С 1 января 2014 года установлен обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц. Но есть два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ). Ранее обязательный досудебный порядок обжалования касался только ненормативных актов налоговых органов, т.е. решений о привлечении (об отказе) к ответственности...

Продолжение следует

№172, декабрь 2013
Финансы / Аудит
Контролируемые сделки

Продолжение.
Начало в №10 (170)

ФНС не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки.

О принятии указанного решения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня его принятия.

Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Контроль распространяется на ограниченный перечень налогов:

  • налог на прибыль организаций,
  • налог на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ;
  • налог на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • налог на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Проверка завершается оформлением справки, в которой указываются предмет проверки и сроки её проведения. В случае если по результатам проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт по установленной форме.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение 20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения.

Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки осуществляется на основании общих норм, закрепленных в ст. 101 НК РФ, и аналогична процедуре при проведении выездной и камеральной проверки.

Особенностью такой проверки является то, что её результаты касаются не только проверяемого налогоплательщика, но и налогоплательщиков, являющихся сторонами контролируемой сделки, так как п.1 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов). Налоговый кодекс закрепляет определение такой корректировки, называя её «симметричная». Симметричные корректировки проводятся исключительно только в тех случаях, если решение ФНС о доначислении налога полностью исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка.

Самостоятельная корректировка налоговой базы

Стоит отметить что п. 6 ст. 105.3 НК РФ закрепляет за налогоплательщиком право самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, в случае если применяемые в сделках с взаимозависимыми лицами цены не соответствуют рыночным. Указанные корректировки могут производиться:

  • одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, - в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль;
  • физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

ФНС России разъясняет порядок корректировки:

  • в отношении налога на прибыль - Письмо №ЕД-4-3/2113@ от 11.02.2013 г.;
  • в отношении налога на добавленную стоимость - №ЕД-4-3/5938@ от 03.04.2013 г.

Для корректировки налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрена строка 107 Приложения №1 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль. ФНС рекомендует одновременно с налоговой декларацией направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием сведений, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и сумм налога.

№171, ноябрь 2013
Финансы / Аудит
Контролируемые сделки

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

Морозов Александр Николаевич

Продолжение.
Начало в №10 (170)

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

  1. календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок:
    • полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика;
    • фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  4. сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Указанные выше сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении предоставленного Уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление взамен представленного с указанием соответствующего номера корректировки в специально отведенном поле на первой странице титульного листа формы Уведомления.

Налоговый орган, получивший Уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае неправомерного непредставления в установленный срок в налоговый орган Уведомления или предоставления недостоверных сведений, содержащихся в уведомлении, налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Помимо Уведомления о контролируемых сделках, налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России дополнительную документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок).

Под документацией, согласно п. 1 ст. 105.15 НК РФ, понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством РФ) и содержащий следующие сведения:

  • о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой;
  • сведения об использованных методах определения доходов для целей налогообложения доходов (обоснование причин выбора метода, указание на используемые источники информации, сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов и др.).

Налогоплательщик вправе представить иную дополнительную информацию, подтверждающую, что коммерческие и финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели бы место в сопоставимых сделках.

Рекомендуемая структура и содержание документации, предоставляемой в целях налогового контроля, приведена в Приложении №1 к Письму ФНС России №ОА-4-13/14433@ от 30.08.2012 «О подготовке и предоставлении документации в целях налогового контроля».

Документация в целях налогового контроля, указанная в 105.15 НК РФ, относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, может быть истребована ФНС России не ранее 1 декабря 2013 года.

Налоговый контроль над сделками между взаимозависимыми лицами

Закон №227-ФЗ помимо уже привычных камеральных, выездных и «встречных» проверок вводит новый вид налоговых проверок, проводить которые будет ФНС России по месту своего нахождения. Это проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках, предоставленного налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки.

При проведении указанных проверок ФНС России вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 93 (п. 1, 2, 5), 95-97 НК РФ. При этом кодекс закрепляет запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам при проведении выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17).

Основанием для проведения проверки будет являться решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налогового органа о фактах совершения контролируемых сделок.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, доходы и расходы по которым признаются в соответствии с 25 главой НК РФ в 2012 году, должно быть принято не позднее 30 июня 2014 года. 

№170, октябрь 2013
Финансы / Аудит
Контролируемые сделки

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

Морозов Александр Николаевич

Понятие контролируемых сделок ранее в Налоговом кодексе РФ отсутствовало (далее - НК РФ). Оно введено Федеральным законом от 18.07.2011 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Закон №227-ФЗ).

Согласно статье 105.14 НК РФ, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К ним приравниваются:

  • совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников и между взаимозависимыми лицами;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ); лимит доходов для таких сделок составит 60 млн за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне и доходы по которым превышают 60 млн руб. в год (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Так же контролируются сделки между взаимозависимыми лицами, где все стороны сделки и выгодоприобретатели зарегистрированы в РФ или являются резидентами РФ, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Указанный лимит будет действовать с 01.01.2014 г. В 2012 году доход по таким сделкам составлял 3 млрд руб., а в 2013 г. он составит 2 млрд руб.
  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, предметом такой сделки является добытое полезное ископаемое, по которому налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Сумма доходов по таким сделкам составит 60 млн за календарный год.
  • Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД - при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.
  • Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки является плательщиком налога на прибыль организаций. Сумма доходов по таким сделкам составит 60 млн за календарный год.

Следует обратить внимание, что сумма доходов по вышеуказанным сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 НК РФ.

Не признаются контролируемыми сделки, перечисленные в пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

  1. между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
  2. с лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
    • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
    • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
    • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми согласно пп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Закон №227-ФЗ расширил круг прав и обязанностей для налогоплательщиков, совершающих сделки с взаимозависимыми лицами (контролируемые сделки).

Одной из основных обязанностей налогоплательщика является направление в налоговый орган по месту нахождения уведомления о контролируемых сделках, совершенных в течение года. Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), а также порядок заполнения и порядок предоставления Уведомления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 №ММВ-7-13/524@.

Федеральным законом от 05.04.2013 №39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» предусмотрены переходные положения, в частности, в отношении предоставления уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

В соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ от 05.04.2013 №39-ФЗ, уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 ноября 2013 года.

Продолжение следует

Остались вопросы?

закажите обратный звонок

ООО «ЛотАудит»    Юр. адрес: г. Владивосток, ул. Посьетская, 28а, оф.21  ИНН: 2536056626
Наверх

Заказать звонок